Стив Бартон, единственный и неповторимый

Случайно попался на глаза давно уже приобретенный диск с записью мюзикла "Tanz der Vampire" ("Танец вампиров"), прослушала его один раз и... не могу остановиться и перестать слушать уже вторую неделю, просто заразилась этой музыкой, а еще больше - чудесным голосом Стива Бартона.

Трудно представить себе что-то более прекрасное, чем арии "Die unstillbare Gier" или "Gott ist tot" в его исполнении.

Сюжет мюзикла, основанный на знаменитом фильме Романа Поланского "Бал вампиров" (в американском прокате он шел под названием "Бесстрашные убийцы вампиров или Извините, но Ваши зубы у меня в шее"), вполне традиционный для произведений подобной тематики. Чудаковатый профессор Абронзиус, поставивший своей целью доказать существование вампиров и освободить от них человечество, в их поисках путешествует вместе со своим ассистентом Альфредом по Трансильвании. В одной деревушке Альфред влюбляется в Сару, дочку владельца постоялого двора, не подозревая, что Сарой уже давно интересуется предводитель вампиров граф фон Кролок, который приглашает ее на традиционный полночный бал в свой замок. Альфред убеждает профессора отправиться в замок, чтобы вызволить Сару, и после ряда приключений это удается, и они покидают замок. Но, увы, профессор так окрылен успешным побегом и увлечен своими научными изысканиями, что не замечает, что творится у него за спиной - Сара, ставшая вампиром, кусает своего возлюбленного, а вампиры в замке фон Кролока ликуют - их полку прибыло...

Премьера мюзикла состоялась 4 октября 1997 г. в венском театре Раймунд. Режиссером был все тот же Роман Полански, а превратить фильм в мюзикл ему помогли композитор Джим Стейнман и либреттист Михаэль Кунце. "Танцы вампиров" имели огромный успех.

Впоследствии мюзикл ставили в Вене, Штуттгарте, Гамбурге, Токио, Варшаве, Нью-Йорке, Берлине.

Главную роль - графа фон Кролока - как раз и исполнил гениальный Стив Бартон, уже приобретший мировую известность благодаря роли Рауля де Шаньи в оригинальном лондонском составе мюзикла "Призрак Оперы" Эндрю Ллойда Уэббера. Хотя "исполнил" в данном случае неверное слово, Стив не просто сыграл эту роль, он ее проживал на сцене, все 677 вечеров, которые мюзикл шел на сцене. Его фон Кролок был яростным, неистовым, зловещим и в то же время обаятельным, лиричным, тонко чувствующим. Стив играл не "чудовище во мраке", но несчастного человека, которому не дано ощутить ни радость, ни настоящую любовь. Наводящий ужас на всю округу граф, чье могущество кажется крестьянам бесконечным и незыблемым, на самом деле раб неутолимой жажды, которая заставляет его искать новые жертвы. Фон Кролок ненавидит свою природу, он готов был бы примириться с вечными мучениями лишь за один миг счастья, но и этого краткого мига ему не даровано. Не в силах заглушить нестерпимую жажду он сам убивает тех, кого любит.

Ich will frei und freier werden,
und werde meine Ketten nicht los.
Ich will ein Heiliger
oder ein Verbrecher sein,
und bin doch nichts als
eine Kreatur,
die kriecht und l?gt
und zerreissen mu?,
was immer sie liebt.
До сих пор поклонники Бартона на немецкоязычных форумах спорят с пеной у рта о том, любил ли его фон Кролок Сару по-настоящему или нет. Если оставить в стороне рассуждения о смысле и плодотворности подобных дискуссий и поучаствовать в них хотя бы заочно, то мне кажется, что не любил. Была очарованность юностью и красотой Сары ("eine Sch?nheit mit den Augen der Nacht, ein verwunsch'nes Sternenkind, z?rtlich wie der Wind"), было притяжение, желание близости, но не любовь. Испытывать любовь фон Кролок запретил себе уже много десятилетий назад, осознав как всю ее разрушительную силу для тех, на кого она направлена, так и невозможность будущего.

Но как же трудно, невозможно не поддаться чарам бартоновского графа. Я специально слушала и другие версии мюзикла, где в роли фон Кролока выступали Ян Амманн, Томас Борхерт и Кевин Тарт, и поняла для себя, что никто из них даже сравниться не может со Стивом. Все другие исполнители играют, притворяются лучше (Амманн) или хуже (Тарт), а Стив жил в этой роли. Даже если посмотреть имеющиеся в Youtube записи его мастер-классов, проведенных в 2001 г. в Вене, то легко заметить, как меняется его лицо, выражение глаз при исполнении "Gott ist tot". Без грима похожий на американского ковбоя из вестернов, Стив добродушно шутит с учениками, заразительно смеется, но стоит только зазвучать музыке, и певец исчезает, появляется фон Кролок, которому даже не нужен брутальный вампирский грим, клыки и длинные ногти, чтобы быть убедительным. А волшебство его голоса просто завораживает. Мощный, богатый обертонами, то мягкий и нежный, то жесткий, почти "металлический", удивительно красивого тембра, он затрагивает какие-то тайные струны в душе, рождает желание слушать вновь и вновь и постоянно сожалеть о том, что теперь это возможно лишь в записи.

Ужасно, невероятно несправедливо уйти из жизни в 47 лет, тем более, когда речь идет о прекрасном отзывчивом человеке и великом таланте, уносящем с собой сотворенную красоту. Аудиозаписи, даже самые хорошие, любительские съемки все равно никогда не смогут передать в полной мере магию личности Стива Бартона, обаяние его актерской манеры, легкость и изящество на сцене, скрывавшие невыносимую боль, мучившую его почти три десятилетия. Часто я задаю себе мысленный вопрос: может быть, Стив смог так проникнуться ролью фон Кролока именно потому, что, как и его герою, ему пришлось годами испытывать нестерпимые страдания, жить под дамокловым мечом, осознавая возможность в любой момент оказаться выброшенным из профессии из-за своих травм.

Когда-то довелось прочитать фразу, что после смерти человека меняются его фотографии. Не знаю, соглашаться с ней или нет, но, когда я смотрю видеозаписи Стива Бартона или немногие его фотографии, доступные в интернете, мне чудится, что в его глазах всегда присутствуют боль и грусть. Хочу верить, что это только обманчивая иллюзия, что, несмотря на все перенесенные испытания, Стиву довелось испытать в жизни больше счастья, чем горя. Скоро будет 10 лет, как его нет с нами, но по-прежнему звучит его голос, даря те краткие минуты счастья, в которых было отказано его любимому герою, фон Кролоку.

farbensymphonie.livejournal.com


Новости

Наша афиша

купить билеты на мюзикл Питер Пен по номиналу!

И ещё...